среда, 22 июня 2016 г.

Лефкара - солнце, вышивка, кружева

Помните шЫдевр постсоветского кинематографа: "Я на топляке, а ты на Кипре?!":))) Всего две недели, как я вернулась с этого солнечного острова - и, пока память свежа, хочу поделиться впечатлениями, а точнее, той их частью, которая имеет непосредственное отношение к нашему с вами хобби!:)
Вообще-то я очень люблю лежать на пляже, да с вышивкой - ну, вы понимаете!:))) Но когда отельный гид настойчиво предлагает экскурсии, а все вокруг соглашаются, начинаешь чувствовать себя "серой, как куртка пожарника":) и, чтобы избавиться от этого ощущения, решаешь тоже окультуриться. Выбирая экскурсию,  я "купилась" на обещание заехать в деревню кружев и серебра. Изрядно попетляв по горному серпантину, посетив два старинных монастыря и маслобойню при магазине (в программе экскурсии именовавшуюся "деревней оливкового масла", что не могло не насторожить), мы приехали в Лефкару. (И я начала фотографировать на телефон, о чём вынуждена предупредить знатоков и ценителей фотоискусства:))
Местная вышивка - "лефкаритика" - один из национальных брендов Кипра. Узоры вышиваются французской нитью по ирландскому льну и бывают трёх цветов: белого, бежевого и оливкового. Вышивка не имеет изнаночной стороны - т.е., как сказали бы сейчас, выполнена с идеальной изнанкой.
Существовало 39 узоров, но до наших дней сохранилось всего 7.



 
Конечно, не обходится и без некоторого лукавства: "Это всё ручная вышивка?"- "Да!" - "И вот ЭТО?" - "Нет, это машинная":))) Нормальный подход всех южных торговцев:) Но зато, как говорится, на любой вкус и кошелёк!

Местная легенда - вышивальщица по имени Евдокия. Её работы охраняются признаны объектами культурного наследия ЮНЕСКО.  В мастерской под стеклом хранятся 2 фото: на первом ещё молодая Евдокия (слева) вышивает скатерть для церемонии коронации Елизаветы II, на втором - уже пожилая вышивальщица, которая, несмотря на возраст, продолжает творить!
 
Вот некоторые из её работ:
 
Если верить экскурсоводу:), деревню посетил Леонардо да Винчи. Он самолично, выражаясь современным языком, набросал дизайн и заказал скатерти. 30 мастериц вышили скатерть, и да Винчи увёз её в Милан в знаменитый собор Дуомо.
Говорят, что эта же скатерть изображена на знаменитой "исчезающей фреске" "Тайная вечеря" в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие. "Тайную вечерю" нам полгода назад удалось увидеть своими глазами, и теперь я в который уже раз подумала, как причудливо переплетаются и сочетаются пути-дороги путешествий! Примечательно, что для посещения трапезной, в которой находится фреска, нужно не только купить билеты онлайн, но и забронировать время. Каждую четверть часа очередную группу экскурсантов пропускают в "переднюю", дверь за ними закрывается, и только после этого открывается дверь в зал с "Вечерей". Пятнадцать минут на осмотр - и выход уже через другую дверь.

 
Но я отвлеклась, вернёмся в Лефкару!
Кружево здесь не только вывязанное нитками, но и серебряное. Техника называется "филигрань". Во многих мастерских можно наблюдать за работой мастера:
 Кстати, в состав здешнего серебра не добавляется никель, поэтому украшения из него не темнеют и подходят даже для аллергиков. Я не большой любитель серебра, но такая тонкая и изящная работа не может не восхищать!
 
К сожалению, времени погулять по деревне совсем не было. Узкие улочки успели лишь слегка поманить своим очарованием - и уже пора было в обратный путь!



Вывод: моя нелюбовь к массовым автобусным экскурсиям в очередной раз оправдала себя! Гомонящая и вечно опаздывающая толпа экскурсантов абсолютно "не монтируется" с очарованием и размеренным ритмом жизни горной деревушки. Появилось желание приехать ещё раз, побродить по залитым солнцем улочкам, поболтать с местными мастерицами и просто с продавцами многочисленных лавочек. Что ж, постараемся воплотить  мечту!:)
П.С. Что до собственноручного творчества, то, по традиции, в  отпуске я вышивала. И на пляже и просто на балконе:


43 комментария:

  1. Ой, Катя, как у тебя тут тепло и хорошо! И вышивка твоя очень теплая и душевная!
    Много слышу восторженных рассказов про Кипр и мечтаю побродить по егго улочкам и деревенькам, но пока, в силу возраста дочек, едем к греческим аниматорам )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женечка, спасибо! Я впервые была на Кипре, т.к. в конце мая было ещё холодно, а мой запрос в турагентстве звучал "чтоб Европа и купаться можно было!":) Одно скажу точно: море прекрасное! В остальном: нужно, наверное, не один раз приехать, чтобы решить, любоФФь это или вежливый интерес:)))

      Удалить
  2. Катя, большое спасибо за познавательную экскурсию и очень интересный рассказ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, мне очень радостно, что мой рассказ понравился! Спасибо!

      Удалить
  3. А я, извини, всё больше на тебя смотрела:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если ты про первое фото, так то не я!:))))

      Удалить
    2. Катя, как интересно у тебя тут! я была на Кипре, но в эту деревушку не попала( зато мой молодой человек и его семья привозят регулярно мне оттуда серебряные сережки. Они шикарны!( только все-таки темнеют, хоть и стоят безбожно дорого) Надеюсь, побываю еще там и все увижу своими глазами 😉

      Удалить
    3. Безобразие! Вводишь людей в заблуждение)))))

      Удалить
    4. :)))) Я только в пуховичке:))) А это "аборигенка":)))

      Удалить
    5. Юля, я вообще всегда только золото носила - аллергия. Но это серебро, как говорят, чистое, поэтому аллергии не вызывает. Пока так и есть. А что темнеет - так оно, вроде, и должно темнеть (по Пандоре той же сужу). Надо бы погуглить, чем его протирать:))))

      Удалить
  4. Очень интересно! Катя, спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
  5. Катя, как интересно!!! спасибо тебе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, всегда рада! Знаю твою любовь к путешествиям:))) Конечно, нужно приезжать в Лефкару на целый день, чтоб с чувством, с толком, с расстановкой!:)))

      Удалить
  6. вооо.. поэтому я не люблю экскурсии, а беру машину в прокат...не люблю толпу и нехватку времени /... значит, говоришь, тепло? и интересно? у меня стоит закладка на Кипре, надо пошерстить карты, куда можно поездить, т.к. море меня не интересует )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тань, всецело поддерживаю! Но левосторонее движение на "серпантине" - это, прямо скажем, на любителя! Даже когда автобус поворачивал налево на "круговое движение", я вздрагивала!:)))

      Удалить
  7. Катюш, спасибо! поразглядывала вещички, красивыееее... и информация интересная, не знала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катюш, рада радовать!:))) Меня больше всего трогает, что вышивание веками считается делом нужным и объектом гордости. А не как у нас: "ну и не жалко вам время тратить?":( Есть, чему поучиться, в смысле отношения к собственным традициям!

      Удалить
    2. бывает у нас и такая реакция, к сожалению, хорошо хоть меня обходит стороной). но по мне, так всё прививается с детства... а вообще, даже тему не буду развивать, лучше ещё раз полюбуюсь.)

      Удалить
  8. Екатерина, большое спасибо за интересный рассказ о Кипрской вышивке. Мне она очень понравилась :)

    ОтветитьУдалить
  9. Как интересно! Мы тоже обычно берём машину и едем по интересным местам, и времени вагон, и ждать никого не нужно и ни в какие принудительные магазины не надо заходить! На Кипре, правда, не была, а вот в Греции уже 6 раз! Нравится очень! Буду на Кипре-обязательно заеду в эту очаровательную деревушку!:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, Греция - моя мечта! Просто сказали, что в это время там ещё море прохладное, а мы и ездим-то главным образом из-за купания, т.к. сынишка - аллергик. На этот раз путешествовали с ним вдвоём, и садиться за руль при левостороннем движении я просто не рискнула:)) Но всем советую смотреть эти красоты без экскурсий, не торопясь!

      Удалить
  10. Мы тоже там были с экскурсией и хочу сказать, тебе еще повезло! Вы долго пробыли. Нас там за 20 минут галопом прогнали и покатили дальше. Так что многое в твоем рассказе я узнала впервые. Помню байку от местной рукодельницы что она ерунодовского размера салфеточку вышивает месяц ни на что не отвлекаясь. Поэтому мол так дорого. Похихикала тогда. А сейчас гляжу на наши, русские вышивки - кадомский вениз, крестецкая строчка - ну ведь красивее и ажурнее. Но кто о них знает? Они не такие древние как лефкара, но есть цветная перевить, стлань, строчка по письму, собственно на основе которые и развилась наша прорезная вышивка. Извини, понесло меня опять))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот-вот! Обидно, что в Европе из каждой мелочи делают "бренд", а у нас столько всякой красоты, в т.ч. и декоративно-прикладного творчества, а всё "не выгодно"! У нас в Этнографическом музее курсы русской вышивки (не помню точно, как называются) проходят. Говорят, очень популярны у девушек. Радостно, что понемножку возрождается это искусство!

      Удалить
    2. Наши, в советские времена, вышивали на экспорт, как раз крестецкую строчка, но постепенно заглохло. Сейчас вот поискала информацию, фабрика почти обанкротилась, но какой то меценат купил. Обещал развить. Посмотрим. Про то, что у русских потрясающие традиции уже везде забыли. Смотрела недавно фильм о сажении по бели, там мастер и руководитель студии Русские начала рассказывала, как к ним приехали немцы, учить рукоделию!!! Правда увидев работы, поняли что им самим учиться надо. Вот смешно, с одной стороны, а с другой и всплакнуть не грех

      Удалить
    3. Да уж, смех сквозь слёзы! Мне кажется, нас подкосили те годы, когда вышивка и пр. считалось "мещанством". Отсюда и такой низкий уровень бытовой культуры, и плачевная ситуация с народными ремёслами!

      Удалить
    4. Это да! Смеются над хохломой, но ведь она такая красивая! Гжель.. кто знает, что гжель изначально была разноцветной? ростовская финифить, городецкая роспись, федоскинская миниатюра, золотное шитье... а мы вышиваем американские или немецкие примитивы. Мой муж относится к народным промыслам - фу, лубок... но потихоньку меняет мнение)) под моим напором ему не устоять))
      я себе уже план путешествий по России пишу - хочу все промыслы проехать, почти везде есть специализированные музеи)

      Удалить
    5. девочки, согласна с каждым вашим словом.всё очень правильно сказано.

      Удалить
    6. И вот, кстати, про российские промыслы бы сделать цикл публикаций в "Вышиваю крестиком", например!

      Удалить
  11. Какой интересный рассказ! Будто в отпуске побывала, да еще и в двух странах. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  12. Катя очень интересно читать о вышивке, она такая разная и всегда красивая, воздушная.Ты очень здорово пишешь, извини если повторяюсь))) Очень красивые фото.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, спасибо! Ну что ты, какие извинения, моё самолюбие довольно мурчит:))))))

      Удалить
  13. Катя, очень интересно и почитать, и посмотреть! Спасибо за экскурсию!

    ОтветитьУдалить
  14. Екатерина, спасибо за такую интересную экскурсию. Прямо окунулась в лето и как будто сама прогулялась по Лефкаре.

    ОтветитьУдалить
  15. Спасибо за экскурсию! Какая красота! Напиталась кипрским солнцем и вдохновилась чудесными работами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, :))) Не знаю, как у вас, а у нас, похоже, лета не предвидится:)) Только воспоминаниями о кипрском солнышке и живу:)))

      Удалить
  16. Какой интересный пост!!! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  17. Аааааа, так вот что ты тут вышивала ))))))))))))
    Спасибо за очень интересные фото и пост )

    ОтветитьУдалить